Трясавицы со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Лубок.

Трясавицы со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Лубок.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ СЕМЕРЫХ ТРЯСАВИЦ, и Святой Мученик Сисиний Кизический

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ СЕМЕРЫХ ТРЯСАВИЦ, и Святой Мученик Сисиний Кизический На полях Архангел Уриил и св. Мелания Римская Россия, 1-я пол.XVII в. 32 х 27. см.Coleccion Roger Cabal. Париж

Заго­вор гласит: «На Черном мори стоит каменный столп, на столпе сидит свят великий апостол Сизиний и зрит в море; и возмутися море до облак, изыдоша из моря двенадцать простовласых жен, окаянных видением диаволов… Оне же реша… “Мы — жены трясовицы и послушницы Ирода царя”. И вопроси их великий святи­ тель Сизиний и рече им: “Почто есть, диаволы, пришли мучить род человеческий?..” “А кто много беспрестанно спит и ест, не молится, и кто без молитвы Иисусовы спать ложится, и кто молитвы Иисусовы не творит вставая, не перекрестится, и кто в праздники Господни блуд творит и нечист ходит, и пьет, и ест рано, и тот наш угодник”. И взмолится святы апостол великий Сизиний Богу о болящем рабе Божием (имя рек): “Господи, Господи, избави род человеческий сия великия болезни”. Господь услыша молитву его и посла [двух ангелов, Сихаила и Еноса, и] четырех евангелистов: “И учнут вас мучить, тремя пруты железными бита, даючи вам, не­ навистницы по триста ударов на день”. Они же начаша вопити ве­ликим гласом и молиться: “Святы [великий апостол Сизиний и ан­гелы Сихаил и Енос и святы Христовы] евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн, не мучьте нас и отпустите во судьбище наше, и где ваши святые имена заслышим, имам от того раба и человека бежать, от роду его и от храмины его и никаким козням не прикос­ немся за три десять проприш”. И вопроси их святы великий Си­ зиний: “Что ваши имена?” Окаянны видением диаволы рече: “Мне есть имя Трясея [от слова трясти; Трясушка и производные — древ­нерусское и диалектные обозначения лихорадки]. Не может тот человек согретися в печи”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Вторая рече: “Мне есть имя Огнея [от слова огонь; Огневая, огневица — древнерусское обо­ значение лихорадки]. Как разгорятся дрова смоленые в печи, так ражигает во всяком человеке сердце”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Третья рече: “Мне есть имя Ледея [от слова лед]. Знобит род человеческий, что тот человек и в печи не может согретися”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Чет­вертая рече: “Мне есть имя Гнетея [от гнести; Гнетуха — диалект­ное обозначение лихорадки]. Ложится у человека по у ребре, аки камень, здыхает, здохнуть не дает, с души сметывает”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы” Пятая рече: “Мне есть имя Хрипуша. Стоя кашлять не дает, У сердца стоит, исходит из человека с хрипом”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Ше­стая рече: “Мне есть имя Глухая. Та ложится у человека в головы и закладывает, тот человек бывает глух”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Седь­мая рече: “Мне есть имя Ломея. Ломит у человека кости и главу, и спину, аки сильная буря сырое дерево”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Восьмая рече: “Мне имя Унея. Аки выловиц плетима испущает тець и кровь”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Хри­стом и святыми отцы”. Девятая рече: “Мне имя Желтея. Испущает на человека желчь, в поле желток и отдохнуть не дает”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святы­ ми отцы”. Десятая рече: “Мне имя Коркуша” [корчи, коркота - конвульсии]. “И та буди проклята самим Господом нашим Иису­ сом Христом и святыми отцы”. Одиннадцатая рече: “Мне имя Гледея”. “Та буди всех проклятие: в нощи спать не дает, многие беси к тому человеку приступаются и с ума его сбрасывают, и спать не дают: на месте не сидит”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Двенадцатая рече: “Мне есть имя Невея. Сестра старейшая трясовича и угодница Ирода царя, наболящим человеком страшна; та усекнула главу Иоанна Предтечи и принесла пред царя на блюде”. “И та буди всех проклятие самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцы”. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Окаянные жены суть трясовицы. Заклинаю вас великим архангелом Михаи­лом и святым апостолом Сизинием и четырьми евангелисты Лу­кою, Марком, Иоанном, Матфеем. Окаянная ты еси, Трясея; ока­янная ты еси, Огнея; окаянная ты еси, Ледея; окаянная ты еси, Гнетея; окаянная ты еси, Хрипуша; окаянная ты еси, Глухая; ока­янная ты еси, Унея; окаянная ты еси, Желтея; окаянная ты еси, Гледея; окаянная ты еси, Невея, сестра старейшая! Заклинаю вас образом Божием и святым апостолом Сизинием, [архангелом Ми­хаилом, ангелами Сихаилом и Енохом] и четырьмя евангелисты Лукою, Марком, Иоанном, Матфеем; бежати вам от образа Божия. Призываю на вас архангела Михаила и святого пророка Сизиния [и ангелов Сихаила и Еноса] и четырех евангелистов Луку, Марка, Иоанна, Матфея. Учнут вас мучить, дадут вам по тысяче язв на день. Во имя Отца и Сына и Святага Духа, аминь. Крест хранитель всея вселенныя, крест красота церквам, крест ангелом похвала, крест верным утверждение, крест верным язв исцеление и очище­ние, крест бесом прогнание, исцеление. Всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». По прочтении заговора больному дают испить воды, в которую был погружен крест.

Майков Л. Н. Великорусские заклинания // Записки Имп. Рус. геогр. о-ва пот отделеню этнографии 103, 1869. Т.2. С. 417-580

 Архангел Рафаил и священномученник Сисиний, икона XIX в.

Архангел Рафаил и священномученник Сисиний, икона XIX в.

«На горах афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых, и рече старей Пафнутий с тремянадесять старцами: кто сии к нам идоша? рече ему двенадесять девицы: есть мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: зломите по три прута, тем станем их бити по три зари утренних, по три зари вечерних. Взмолились двенадцать дев к тринадесять старцам с старцем Пафнутием. И не почто же бысть их мольба. И начата их старцы, глаголя: ой, вы еси двенадесять девицы! будьте вы трясуницы, водяницы, разслабленныя, и живи­те на воде студенице, в мир не ходите, кости не знобити, тела не мучьте. Побегоша двенадесять девиц к воде студенице, тресуницами, водяницами, разслабленными»

Забылин М.Е. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. 1990.