Дерево / Константин Попов
I. Скамейка кладбищенская.
Тоже как на качельке. Отравиться водичкой заброшенного родника у брошенной церкви или это с лужицы что была выше(?).
Отразись в ней.
Вот тот том, в книге бабушка мнёт глину (изображение черно-белое). Жнёт в красивом сарафане, рубахой вышитой темной ночи.
Один.
Чичеров > Маточкину. М. Кошка. Пейзаж в рыбьей чешуе как слово в памяти, что не вспомнил он. Скамья что у могилы где дерево проросло из груди или может быть проросло из горла слово что теперь всегда шумит на ветру в лесу. Будь каждое дерево почти слово с ним.
II. И из дерева того, сделай лестницу.
Скрип когда ступать по ней.
Не ступать.
Оставить у дома заколотив окна и уйти
умереть.
У реки Иван-чай перецвел уже в пух. Заглянув в окно часовни
попев на берегу. Птицу спугнув.
У рыбы ночью раньше вспорот живот у ещё живой и икринки на землю вместе с кишкой вместе с пузырём и его проколов к дереву тому отпустив к ветру воздух из воды.
III.a. Водой протопить баню чёрную со свечкой. Колька-Банник за полком. В тазу все рыбье дыханье, невидимый след костей, невидимый проговоренный текст молчаньем. Все сказано, но почти все не ясно, что в темноте искать путь домой по селу. И если зима то только Свет от столбов, тоненький вверх. Вспомнил как в детстве пугали друг-друга тем, что ночью на кладбище должны светиться памятники и кучки.
VII. Тропки заячьи по рыбьим ветрам между всех деревьев и слов и все. И то.
XII. Из узбекской термы учителя посвящающего в бахши своего ученика: “
[…]
На сходках пой как верблюжонок.
Если ты поэт, всегда повествуй о народе.
Своим словом перережь горло плохим людям.
[…]
” Мирзаев Тура. “Искусство узбекских народных сказителей и особенности их эпического репертуара: Дис. … д-ра филол. наук. Ташкент, 1986 (рукопись).
Температура в поезде: 27 градусов. Туалеты заняты. 14 августа 11:45. Черноволосая черноглазая красные шортики. Бабушка с пачкой сигарет, рыжеволосая курит “Арктика, светлые”. Во сне заспатом придумаю пропасть из которой выпрыгивают прилагательные к слову повка. Красные ноготки ребёнка девочки. Тигр на футболке у мужчины. Магазин в Няндоме: “Викинг”. В заброшенном доме села Кучепалда в ящичке шкафа блокнот со стихами писанными когда-то в пятидесятых хозяйкой дома: “[…]и храни этот блокнот […]и только ты. […]Всю жизнь. […]Песни(заголовок)[…].” В заброшенном колодце много зелени и листвы. Прилагательных из снов. Перережь горло, говорит, говорит, скинь и никогда уже не найдёшь. Лишь деревья все будут кричать в роще свящ. словами проростая из груди. Из горл.
IX. Или, под деревом раньше певал тут и так что повторяет все:
Я осталаси да в терему одна,
Некому меня кормить да воспитывать,
Обувать моих резвых ноженек! [3]
Нужно взять ствол сухого дерева джида, сломанного диким кабаном, сделать из него желобок, обшить шкурой головы крикливого верблюда, сделать струны из хвоста звонко ржащего жеребца, укрепить их на подставке из кости человеческого подбородка и натереть клеем растения сасык-курай. В магазине перекрёсток разбить большой палец об плинтус взвешивая арбуз. Бристоль. Культура потребления. Крик во сне. Красотой внучки, ноготь красен. Соль отсыпал в пакет масеньки. Чтоб не носить много. В лодке небольшая течь и рыба все прыгает открытым ртом воздух которым когда-то пел Т.Г.Ряб.
XX. Приклонивши ево млада hоловушка,
Утопивши оси ясным во матушку сыру землю
[…]
Дождицек. Открытка милая от родных К. и С. С Ферапонтово. Ремизов. Сон. Дождичек и уже далеко и воздух уже другой и сон уже другой.
Сентябрь 2016 / Константин Попов
Общая статистика
- прошел 219 км.
- 13 сентября было настроение в 85%.
- самое плохое настроение в 30% было 10 и 21 сентября.
- вес остался без изменений - 75 кг.
- приснилось 6 снов.
Прочитал
- А. Маркин - Дневник 2011-2015, «Kolonna Publications» 2016 г. ++
- Майкл Зулли, Стивен Мёрфи - Черепашки-Ниндзя: Зима Увядших Душ, «Illusion Studios» 2015 г. +
- Митрополит Антоний Сурожский - Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности, «Никея» 2017 г. +++
Посмотрел
- Да здравствует Цезарь! / Hail, Caesar!, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн, 2016 +
- Тони Эрдманн / Toni Erdmann, реж. Марен Аде, 2016 ++
- Ученик, реж Кирилл Серебренников, 2016 +
- Персональный покупатель / Personal Shopper, реж. Оливье Ассайас, 2016 -
- Когда вы проснетесь, реж. Джей Розенблатт, 2016 ++
- Зеркало / Mirror, реж. Анна Литтон, 2016
- Тест / Test, реж. Орен Гернер, 2016 +
- Печаль не будет длиться вечно, реж. Алексей Дмитриев
- Изабелла / Isabella, реж. Дункан Коулс, Росс Хогг, 2015 +
- Нет войны в моем небе, нет ада на моей земле, реж. Кокелико Мафиль, Веспертин Хенн, 2016
- Разрыв, реж. Окку Нуутилайнен, 2016 +
- Вчерашняя запись, реж. Михаил Сойа, 2015
- Женщина без мандолины, реж. Фабиано Миксо, 2015
- Персона, реж. Кристоф Жирарде, Маттиас Мюллер, 2016 +
- Я был победителем, реж. Йонас Оделл, 2016 +
- Постмодернистская пластинка «Пионера», реж. Борис Козлов, 2016 +
- Маленький Иисус Фландрии / Little Baby Jesus Of Flandr, реж. Густ Ван ден Берге, 2010 ++
- Синяя птица / Blue bird, реж. Густ Ван ден Берге, 2011 +++
- Рождение синей птицы / Blue birth, реж. Густ Ван ден Берге, 2015
- Люцифер / Lucifer, реж. Густ Ван ден Берге, 2014 +++
- Бесконечная поэзия / Endless poetry, реж. Алехандро Ходоровски, 2016 +
- Выпускной / Graduation, реж. Кристиан Мунджиу, 2016 +
- Очень странные дела / Stranger Things (сезон 1), реж. Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, 2016 +
Сходил в театр
- Укрощение строптивой, реж. Оскарас Коршуновас, Александринский театр, +
- La Divina Commedia, театр Derevo +
- Герой, реж. Иван Естегнеев, Forgotten Angle Theatre Collaborative, ЮАР ++
Август 2016 / Константин Попов
Общая статистика
- прошел 310 км.
- 11, 13 и 27 августа было настроение в 85%.
- самое плохое настроение в 30% было 9 августа.
- скинул два киллограма и теперь вес составляет 75кг.
- приснилось 10 снов.
Путешествия
- С 6 по 14 августа был в пешем походе по Кенозерскому национальному парку.
Прочитал
- Б. Н. Путилов - Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика, «Восточная литература» 1997 г. +++
- Чичеров В. И. - Школы сказителей Заонежья, «Издательство “Наука”» 1982 г. +
- Г. П. Дурасов - Каргопольская глиняная игрушка, «Художник РСФСР» 1986 г. ++
- С.П. Кораблев - Этнографический и географический очерк г. Каргополя, Олонецкой Губерний
- Уоррен Эллис, Бен Темплсмит - Фелл. Град обреченных, «ЭксЭл Медиа» 2015 г. +++
Июль 2016 / Константин Попов
На фото отец на сенокосе.
Общая статистика
- прошел 288 км.
- 10, 17 и 30 июля было настроение в 85%, все это конечно связано с поездкой домой.
- самое плохое настроение в 30% было 4 июля.
- вес остался без изменений - 77 кг.
- приснилось 3 сна.
Этнография
- С 5 по 7 июля был в экспедиции в Оренбуржской области. Удалось поработать в поселке Экспериментальный с казахами и в поселке Черноречье с казачьим коллективом “Казаченька”. Материал разберу уже осенью.
- С 8 по 15 июля был в экспедиции в Челябинской области Кизильском районе. Удалось поработать с Башкирами.
Прочитал
- Башкирское народное творчество.Том 1.Эпос. Перевод с башкир Уфа Башкирское книжное издательство 1987г. ++
Посмотрел
- Стартрек: Бесконечность / Star Trek Beyond, реж. Джастин Лин, 2016 +
- Любовники / The Affair (1 сезон) , 2014 – ** Ужаснейший тягомотный невозможный сериал**
Планы на сентябрь
- Пеший поход по Кенозерскому национальному парку.
Июнь 2016 / Константин Попов
Общая статистика
- прошел 222 км.
- 11 июня было настроение в 75%, во второй половине месяца много дней с настроеним в 70%
- самое плохое настроение в 30% было 9 июня и 16 июня.
- набрал один киллограм и вес на конец месяц - 77 кг.
- приснилось 7 снов.
Этнография
- С 17 по 20 июня был в экспедиции в Вологодской области Верховажском районе. По результатам встречи с Мизинцевой Л. Я.разобранный материал можно почитать по ссылке - http://blog.tamvodopad.com/2016/07/04/mizinceva.html. Оставшийся материал подготовлю позже.
- Разобрал материал второй встречи со Шведовой Е. С.
Написал
- Опубликовал статью про похороны из редкой советской книги - «Социалистическая обрядность»,. Доступна по ссылке - http://blog.tamvodopad.com/2016/06/11/sovetskie-pohorony.html
Прочитал
- Мажитов Н.А. - “Южный Урал в XII - XIV в в.”, Наука, 1977 г. +
- Агапкина Т. А. - “Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл”, Индрик, 2002 г. ++
Посмотрел
- Бедные люди, реж. Жанна Кадникова, 2016 +
- Тысяча и одна ночь: Часть 2. Опустошенный / As Mil e Uma Noites: Volume 2, O Desolado, реж. Мигель Гомеш, 2015 +++
- Тысяча и одна ночь: Часть 3. Зачарованный / As Mil e Uma Noites: Volume 3, O Encantado, реж. Мигель Гомеш, 2015 +++
- Ангелы революции, реж. А. Федорченко. 2014 +++
- Варкрафт / Warcraft, реж. Дункан Джонс, 2016 -
- Люди Икс: Апокалипсис / X-Men: Apocalypse, реж. Брайан Сингер, 2016 +
- Космос / Cosmos, реж. А. Жулавский, 2015 + +
- Персона / Persona, реж. Ингмар Бергман, 1966 +
- Причуды одной блондинки / Singularidades de uma Rapariga Loura, реж. Мануэл ди Оливейра, 2009 ++
Сходил в театр
- Экспонат/Пробуждение/, худ. постановщик Анна АБАЛИХИНА, Новая сцена Александринского театра -
Планы на июнь
- Небольшая экспедиция в Оренбургской области и в Челябинской области Кизильском районе до 24 июля.
Встреча с Мизинцевой Л. Я. и Мизинцевым Е. А. / Константин Попов
Содержание
- Содержание
- 1. Общая информация
- Мизинцева Лидия Яковлевна (в девичевстве так же Мизинцева)
- Мизинцев Евгений Ананьевич
- 2. Рассказ про сон в котором является старушки, мифологический рассказ про “мотылечков” у места где была часовня, рассказ о радуге-дуге над часовней.
- 3. Рассказ о явлении иконы “Введение во храм” в деревне Аверинская
- 4. Описание игры на Троицу
- 5. Вологодские свадебные припевки
- 6. Частушки
- 7. Бывало вспашешь пашеньку (песня на стихи П. Горохова)
- 8. Как поминать усопших и живых перед сном
- 9. Cон Богородицы
1. Общая информация
Записали Константин Попов, Галина Мурахтина 17 июня 2016 г. деревня Аверинская Двиницкого сельского поселения Вологодской области.
Мизинцева Лидия Яковлевна (в девичевстве так же Мизинцева)
Дата рождения: 1 февраля 1932 года.
Родители
- Мизинцев Яков
- Мизинцева Ольга
Братья и сестры
В семье было четверо детей.
Биография
Из бедной семьи. Всю жизнь прожила в деревне в деревне Аверинская Двиницкого сельского поселения Вологодской области. Работала на ферме, продавцом в магазине, 4 года в клубе работала зав. клуба. Была замужем 1 раз. В 25 лет вышла замуж за Мизинцева Евгений Ананьевич.
Один из детей известный русский генерал Мизинцев Михаил Евгеньевич.
В селе в советское время была разрушена часовня, которую они восстановили. В часовне была чтимая икона, про явление которой есть рассказ который рассказывают в деревне. Икона была украдена в 2015 году. Подробнее про икону - http://blagovest-2000.narod.ru/10-02_syamzha.htm.
Мизинцев Евгений Ананьевич
Дата рождения: 22 октября 1932.
Родители
- Мизинцев Ананий
- Мизинцева Анна
Братья и сестры
Была большая семья 12 детей, из них 8 умерло.
Биография
Из богатой семьм, родители были кулаками и раскулачены. Работал бухгалтерии леспромхоза в колхозе. Хорошо играл на гармошке, сейчас не играет так как плохо работают пальцы. Ведут хозяйство, в котором есть две лошади.
2. Рассказ про сон в котором является старушки, мифологический рассказ про “мотылечков” у места где была часовня, рассказ о радуге-дуге над часовней.
3. Рассказ о явлении иконы “Введение во храм” в деревне Аверинская
4. Описание игры на Троицу
5. Вологодские свадебные припевки
Расшифровка
Как было. Приносят ёлочкю. Как жёниху-ту поют, я забыла
Как у ??? то во поезде
да сидит сватушка хорошенькей
сидит сватушка пригоженькей
Нет, не эдак. Это эдак сватовьям. А это ёму-ту (жениху):
Посдайсе-ко народ
пораздвиньсе-ко народ
дивья красота идёт
Не сама она идёт
ее девица несёт
Это когда идёшь с ёлочкёй. Ёлочкю-ту я всё подносила. А ёлочкю в руке дёржи:
Не сама она идёт
ее девица несёт
По полу тесовому
ко столу дубовому
князю молодому
(жёниху)
Наша ёлочкя росла
не в саду не в огороде
при большой дороге
Князи проезжали
ее покупали
мы не продавали
Молодой князь
берегли для вас
Вот так жёниху-ту. А как тысечкёму как:
Тысечкей, тысечкей
ты чесной человек
ты чесной человек
Слышишь ли
разумеешь ли
Мы ведь тебе
мы ведь тебе
Мы не песню поём
мы не песню поём
Мы ведь тебе
мы ведь честь отдаём
Если не положит денёг дак:
Мы ведь тебе
мы ведь честь отдаём
Не надо ли тебе
не надо ли тебе
овин с овсом
Не положит как ишчё денёг:
Овин с овсом
жеребця с хвостом
Ишчё не положит, дак ишчё:
пизду с хохлом
6. Частушки
7. Бывало вспашешь пашеньку (песня на стихи П. Горохова)
8. Как поминать усопших и живых перед сном
9. Cон Богородицы
Встреча со Шведовой Е.С. (08.05.2016) / Константин Попов
Содержание
- Содержание
- 1. Общая информация
- 2. Рассказы о снах
- 3. Рассказы о колдовстве и страшные случаи
- 3.1. Два мифологических рассказа про обретение веры в колдовство.
- 3.2. Мифологический рассказ о колдовстве применяемом невесткой в сторону свекрови при делении семьи, и о последующем наказании невестки в виде немощи ее детей.
- 3.3. Мифологический рассказ о проклятии на свадьбе, которое накладывает бывшая девушка жениха
- 3.4. Мифологический рассказ о колдовстве применяемом невесткой в сторону свекрови при делении семьи и о последующем наказании невестки в виде немощи ее детей
- 3.5. Рассказ о колдовстве с кучей земли и о колдовстве с черным волосе в супе.
- 4. Приметы
- 5. Расскахы о гаданиях
- 6. Подношение роженице жителями села
- 7. Хождение на кладбине на троицу в деревне Мда Псковской области и в первое воскресенье после пасхи на Украине.
- 8. Песни
1. Общая информация
Записали Александр Маточкин, Константин Попов, Галина Мурахтина 08 мая 2016 г. в городе Санкт-Петербург.
Екатерина Сергеевна Шве́дова (в девичестве Доло́ткина, в первом браке Бу́лкина) 1921 года рождения. Родилась в деревне Мда на берегу Чудского озера в Гдовский районе Псковской (до войны — Ленинградской) области.
Отец умер когда Екатерине исполнился один год. Екатерину воспитывала мать и бабушка. До 15 лет жила в деревне. В школе не училась. Читать научил священник. До войны работала в Ленинграде на фанерном заводе. Жила в общежитии.
2 февраля 1942 была отправлена работать на лесозаготовках, болела дистрофией. 16 февраля 1943 года попала на фронт.
После войны вышла замуж, с мужем прожила 32 года из которых 20 лет на Украине, где работала парикмахером. После смерти первого мужа вышла замуж повторно.
Пела в хоре 53 года.
С Шведовой Е.С. так-же была еще одна встреча, материал встречи доступен по ссылке.
2. Рассказы о снах
2.1. Два рассказа о снах про покойного сына
В первом сне является умерший сын и говорит о том, что у него много еды, но есть нечего так как это все конфеты. Екатерина Сергеевна делает вывод, что поминать парней нужно мясным, а не конфетами.
Во втором рассказе Екатерине Сергеевне является ее мокрый сын который говорит, что ему мокро и холодно. Екатерина Сергеевна делает вывод, что он является мокрым по причине того, что она очень тоскует по нему и льет много слез.
2.2. Рассказ о сне в котором происходит встреча с Христом и умершим братом
Рассказ о сне в котором Екатерина Сергеевна встречается с Иисусом Христом, которому она моет ноги своими волосами. Христос провожает ее к умершему брату и показывает на венки и утверждает необходимость их присутствия у покойного при захоронении.
3. Рассказы о колдовстве и страшные случаи
3.1. Два мифологических рассказа про обретение веры в колдовство.
- Мифологический рассказ про месть колдовством за женитьбу на другой женщине
- Рассказ про крестный ход для призыва дождя в советское время.
По итогам рассказов делается вывод о существовании колдовства вредного и хорошего.
3.2. Мифологический рассказ о колдовстве применяемом невесткой в сторону свекрови при делении семьи, и о последующем наказании невестки в виде немощи ее детей.
3.3. Мифологический рассказ о проклятии на свадьбе, которое накладывает бывшая девушка жениха
3.4. Мифологический рассказ о колдовстве применяемом невесткой в сторону свекрови при делении семьи и о последующем наказании невестки в виде немощи ее детей
3.5. Рассказ о колдовстве с кучей земли и о колдовстве с черным волосе в супе.
4. Приметы
4.1. Народные приметы о соответствии чешущихся частей тела и событий
4.2. Две приметы про птиц предвестников несчастья
5. Расскахы о гаданиях
5.1. Гадания с использованием сковородника, гадание с обнаружением пар в охапке дров, гадание с использованием обуви
- Рассказ о гадании с использованием сковородника помещаемого под подушку матери для того чтобы ей приснился зять пришедший на швыруху.
- Рассказ о том что такое сковородник.
- Рассказ о блюде швыруха приготавливаемом тещей для зятя при первом посещении ее зятем.
- Рассказ о гадании с обнаружением пар в охапке дров.
- Рассказ о гадании с киданием обуви через крышу.
5.2. Рассказы о гаданиях с использованием петуха и обручального кольца
6. Подношение роженице жителями села
7. Хождение на кладбине на троицу в деревне Мда Псковской области и в первое воскресенье после пасхи на Украине.
8. Песни
8.1. Бабья доля (песня на слова И. Сурикова)
Советские похороны / Константин Попов
Каким-то странным образом в сети не найти в электронном виде замечательную книгу «Социалистическая обрядность», Киев, Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1986. В печатном виде она тоже редкость, поэтому я выложу несколько глав из нее и первым будет глава про похороны с замечательными иллюстрациями неизвестного автора.
Похороны
Современный обряд «Похороны»1 сложился на основе торжественнотраурных обрядов, которые возникли в нашем обществе после победы Великой Октябрьской социалистической революции, и многовековых народных традиций.
С целью постоянного совершенствования обряда необходимо учитывать местные условия и прогрессивные традиции. В обряд, его символику, музыкально-хоровое сопровождение могут вноситься изменения, дополнения. Изменения эти должны гарантировать высокое идейное, психологическое и эмоциональное воздействие обряда на его участников.
Для участников траурного обряда, родных и близких покойного предлагаемые рекомендации носят добровольный характер.
Тексты речей исполнителей обряда должны быть разными в каждом отдельном случае, в зависимости от характера трудовой и общественной деятельности покойного. В речах желательно наиболее ярко подчеркнуть его добрые дела, которые он совершил, оставил после себя.
Для четкой организации ритуальной службы в районных центрах и городах областного подчинения создаются специальные бюро отделов коммунального хозяйства. Эти бюро работают на основах хозяйственного расчета. В салонах бюро проводится оформление всех необходимых документов по захоронению, принимаются заказы на все виды услуг: автотранспорт, приготовление могилы, изготовление гроба, венков, цветов, покрывала, траурных нарукавных повязок, надгробного памятника или надгробия, выдача напрокат магнитофона, грампластинок с записями траурных мелодий. Там же можно заказать оркестр или хор, оформить документы для захоронения умершего, а также получить необходимые консультации. Для услуг, выходящих за пределы деятельности предприятий коммунального хозяйства, бюро «заключает договоры на их выполнение с соответствующими организациями других ведомств.
Если для подготовки и проведения похорон не создается специальная комиссия, то бюро выделяет организатора похорон и распорядителя. Организатор похоронного обряда и распорядитель являются работниками бюро ритуальной службы. Организатор руководит проведением обряда: помогает советами при оформлении места гражданской панихиды, организует проведение ее, выясняет, кто из друзей покойного сможет выступить с прощальным словом, и в случае необходимости тоже произносит сочувственное слово. Выполнять эту работу могут лица из числа работников культуры, лекторов, пропагандистов, учителей — людей, способных образными средствами влиять на мысли и чувства тех, кто пришел отдать последний долг покойному.
Организатор обряда принимает от организации или семьи покойного заказы, доставляет в указанное место похоронные символы и атрибуты, заказывает хор, оркестр, автотранспорт, организует приготовление могилы и другое. Организаторы и распорядители подбираются местными комиссиями и по их представлениям утверждаются исполкомами местных Советов народных депутатов. На кладбище должны быть Дом траура и траурная площадка для проведения гражданских панихид2.
На площадке с противоположной от подхода к ней стороны строится стена (можно со скошенным верхом). У подножия ее — возвышение в 30—40 см, на нем, вблизи от стены,—подставка для древка флага, с другой стороны — тумба или настенные кронштейны для установки портрета покойного и подушечек с его наградами. Настене возле постамента крепится чаша-факел. Рядом со стеной высаживается дерево, лучше — плакучая ива, а по краям площадки — декоративный кустарник. Площадка асфальтируется или же вымащивается плитами, кирпичом. Постамент устанавливается в зале Дома траура или на траурной площадке, ближе к ее центру, в 2—3 м от главной стены.
При строительстве следует позаботиться о сооружении небольшого, в несколько квадратных метров, помещения для хранения флага, фоноаппаратуры, газового баллона и пр., а также для оказания первой медицинской помощи близким покойного и укрытия в непогоду. Такое помещение может быть пристроено к тыльной стороне стены или находиться поблизости от площадки.
Практика показывает, что не следует огораживать отдельные могилы на коммунальных кладбищах. Ограда вокруг каждой могилы затрудняет правильную планировку кладбища, намного усложняет доступ к могилам и содержание их в надлежащем состоянии. Кроме того, разнотипные ограды портят общий эстетический вид кладбища, чем умаляется дань почтения к памяти умерших. Кладбища следует обносить общим забором, желательно из декоративных кустов, и окапывать рвом, они должны походить на красивые парки. Могилу рекомендуется окружить невысоким бордюром или низкими декоративными кустами, украшать цветами.
Не нужно увлекаться сооружением больших надгробных памятников, лучше ограничивать их размеры до 1 м 20 см. Исполкомы местных Советов народных депутатов и органы коммунального хозяйства обязаны заботиться о том, чтобы обеспечить изготовление и установку памятников на кладбищах в соответствии с потребностями во всех населенных пунктах.
При изготовлении надгробных памятников из гранита или мрамора целесообразно пропагандировать чеканку, а на памятниках из цемента — литые изображения символа гражданства или профессий умерших. Ритуальная служба должна оказывать гражданам помощь в сооружении памятников, составлении и высекании надписей на них.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДА
Смерть близкого человека всегда тяжелое горе, это большая утрата для семьи, родных, друзей покойного, трудового коллектива.
Получив извещение о смерти сотрудника или члена его семьи, администрация и общественность предприятия, колхоза, совхоза, учреждения или организации обязаны позаботиться о семье, которая понесла утрату, уделить ей как можно больше внимания и теплоты, помочь делом, советом и организовать похороны умершего.
В большинстве случаев создается комиссия по организации похорон. В ее состав входят представители администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций. Учитывая пожелания семьи покойного, комиссия решает, как проводить похороны, где и когда состоится гражданская панихида, будет ли приглашен организатор похорон, хор, оркестр и т. д.
Если приглашается организатор похорон, то администрация обязана оказывать ему необходимое содействие в работе по подготовке и проведению обряда.
В обязанности комиссии входит:
- оповестить общественность о смерти человека, времени гражданской панихиды и захоронения. В организации, где работал покойный, можно вывесить объявление-некролог или использовать другие формы оповещения через местную прессу, радио и пр.;
- позаботиться о похоронном инвентаре и атрибутах траурного обряда, заказать катафалк, автобусы, определить место захоронения на кладбище; подготовить, привести в порядок место, где будет происходить прощание с умершим и гражданская панихида (квартира покойного, Дом траура, клуб, траурная площадка на кладбище);
- определить порядок несения почетного караула, назначить лиц, которые будут нести Государственные награды, портрет, венки, гроб и др.; обеспечить обряд музыкально-хоровым сопровождением.
Вопрос о проведении обряда с Государственным флагом СССР в каждом отдельном случае решает комиссия: флаг является символом наивысшей почести покойному. Если обряд проводится с флагом, то при перевозке гроба с телом покойного на катафалке укрепляются в наклонном положении два небольших флажка с черными лентами.
Во время подготовки к похоронам следует также позаботиться о порядке применения соответствующей траурной символики и атрибутики.
Гроб красят либо обивают тканью или специальной бумагой, в зависимости от местных обычаев, а цвет его в большинстве случаев подбирают так: людям пожилого возраста — красный с черной каймой, человеку молодого и среднего возраста — белый с черной каймой, ребенку— розовый с черной каймой.
Венки и цветы размещают вокруг гроба и вдоль стен в зависимости от желания семьи покойного3.
Если умерший при жизни был награжден орденами и медалями, то возле портрета размещают красные подушечки с наградами.
Почетный караул с траурными повязками (лентами) на левом предплечье размещается по обеим сторонам гроба.
Прощание с покойным
Для прощания с умершим гроб устанавливается чаще всего в его квартире либо в клубе организации, где он работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели исполкомом местного Совета народных депутатов.
В назначенное время открывается доступ в помещение, где находится гроб с телом покойного. У гроба в почетном карауле — члены похоронной комиссии, представители местных организаций, близкие, друзья.
В минуты прощания тихо звучит траурное пение или музыка. Там, где есть возможность, следует привлекать профессиональные и самодеятельные хоры, оркестры, инструментальные ансамбли.
За 15—20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие4.
Вынос гроба с телом покойного
После прощания гроб под звуки траурной мелодии выносят из помещения. Вначале несут приспущенный флаг с траурной лентой, затем портрет покойного, венки5 , награды и знаки отличия, затем — крышку гроба (узкой частью вперед). Вслед за этим выносят гроб с умершим (это выполняют мужчины, за исключением ближайших родственников). За гробом первыми идут родные и близкие. Лицам, несущим гроб и крышку, надевают траурные нарукавные повязки.
Траурная процессия
Если процессия движется к кладбищу в автомашинах, то на первой машине-катафалке находится гроб с покойным, его портрет, награда и знамя. За машиной-катафалком следуют машины с родными и друзьями, затем — с остальными участниками процессии. Хор или оркестр целесообразно отправлять заранее, с таким расчетом, чтобы он встретил на кладбище основную процессию.
В больших городах траурная процессия на машинах движется в соответствии с правилами дорожного движения.
По дороге на кладбище траурная процессия делает кратковременную остановку возле здания, в котором жил или работал покойный.
На радиофицированном кладбище процессию встречают траурной мелодией. В других случаях процессия движется от ворот кладбища до места гражданской панихиды и захоронения под траурное сопровождение оркестра. Въезд на территорию кладбища какого-либо транспорта (кроме катафалка в отдельных случаях) не допускается6.
Гражданская панихида
Гражданская панихида — это воздание умершему последнего долга и почестей коллективом, общественностью и родными.
Проводятся гражданские панихиды на кладбищах, в траурном зале или на траурной площадке. Открывает панихиду председатель похоронной комиссии и в исключительных случаях — организатор похоронного обряда (см. примеры проведения гражданских панихид).
В перерывах между речами и по окончании панихиды оркестр исполняет траурные мелодии (см. приложение).
В случае использования на похоронах флага после окончания речей председатель похоронной комиссии или организатор похоронного обряда провозглашает: — В дань глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!
Наступает минута молчания.
Назначенный похоронной комиссией знаменосец в сопровождении двух ассистентов берет Государственный флаг СССР и склоняет его над изголовьем покойного7.
У могилы родные прощаются с покойным, накрывают его лицо покрывалом, убирают из гроба живые цветы.
Закрыв гроб крышкой, работники кладбища или участники процессии (кроме родных) медленно опускают его в могилу.
Родные, близкие и каждый присутствующий, отдавая последний долг покойному, по народной традиции бросают в могилу по горсти земли.
Непрерывно звучит траурная музыка.
Работники кладбища или участники похорон формируют могильный холмик. На нем устанавливается (временно) надгробная табличка с указанием фамилии, имени и отчества покойного, дата смерти, на самом видном месте — его портрет, затем цветы и венки.
Исполняется траурная мелодия.
После окончания панихиды похоронная комиссия или организатор похоронного обряда должны проявить заботу о родных покойного, а также от их имени поблагодарить присутствующих за проявленное сочувствие и оказанную честь. Ордена, медали, знаки отличия передаются на хранение семье покойного или исполкому местного Совета народных депутатов согласно существующему положению. По установившемуся обычаю семья покойного после похорон устраивает поминальный обед. Желательно, чтобы общественность осторожно и тактично направляла его в рамки современных бытовых условий (присутствуют самые близкие родственники и друзья, стол сервируется скромно, царит атмосфера сердечности и теплого участия к людям, которые понесли тяжелую утрату).
После похорон не следует оставлять родственников и близких покойного наедине со своим горем. Им необходимо дружеское сочувствие и поддержка.
ПОМИНАНИЕ УМЕРШИХ
Обычай поминания умерших широко распространен среди народа.
В нем отражается преемственность поколений, основанная на высокогуманных народных традициях, глубоком уважении к труду и подвигам ушедших из жизни. Исходя из местных условий, в каждом населенном пункте целесообразно проводить День памяти. Местные Советы народных депутатов заранее определяют, на каком кладбище, какого числа будет проводиться поминание. По традиции этот день приходится на середину календарной весны, а в некоторых местностях — на летний или осенний период.
День 9 Мая — Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне — отмечается в соответствии с существующими рекомендациями и совмещать его с Днем памяти не следует.
Готовясь ко Дню памяти, общественность и население после зимы приводят в порядок кладбища. Исполкомы местных Советов народных депутатов должны ежегодно устанавливать для всех предприятий, организаций и учреждений объем работ по благоустройству и озеленению кладбищ и территорий вокруг мемориальных сооружений, контролировать выполнение этих работ.
День памяти обычно начинается траурным митингом, который открывает, как правило, председатель исполкома местного Совета народных депутатов. В своем выступлении он говорит о славных делах рабочих, хлеборобов, воинов, людей других профессий — патриотов Совертской Родины похороненных на данном кладбище. С кратким словом выступают еще два-три человека. После каждого выступления хор или оркестр исполняют траурную мелодию.
Наиболее выразительные фрагменты Дня памяти целесообразно транслировать по местному радио и телевидению, освещать на страницах прессы.
ПРИМЕРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПАНИХИД
Похороны матери
Накануне проведения обряда члены похоронной комиссии или организатор похорон навещают семью покойной, тактично выясняют главные моменты из ее биографии, согласовывают порядок проведения похорон.
В день захоронения прибывают на квартиру, где проживала покойная, помогают советами, как лучше разместить венки, цветы, похоронные атрибуты и т. п. Для прощания с умершей гроб обычно устанавливается дома, или в траурном зале. Во время прощания поет хор или играет оркестр, можно также использовать магнитофонную пленку и грамзапись.
Гражданскую панихиду открывает краткой речью председатель похоронной комиссии, а если нет комиссии — организатор похорон. Он выражает сочувствие родным и близким в их тяжелом горе — утрате матери, которая отдала много сил и энергии, чтобы вырастить и воспитать детей, достойных высокого звания граждан социалистического Отечества. Оратор говорит о материнских повседневных заботах, о повседневном подвиге матерей, вырастивших поколения советского народа.
Выступают другие участники похорон. Паузы между речами заполняют траурные мелодии. После окончания выступлений председатель похоронной комиссии или организатор провозглашает: — В честь матери, как дань глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданке Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг! Знаменосец в сопровождении двух ассистентов берет Государственный флаг СССР и склоняет у изголовья покойной.
Наступает минута молчания.
Под звуки траурной мелодии участники процессии выносят тело покойной и движутся к месту захоронения в указанном выше порядке.
По окончании обряда председатель похоронной комиссии или организатор похорон благодарит присутствующих за оказание покойной почести и соболезнование близким и родным умершей.
Похороны труженика
Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом. Он говорит, что покойный всю свою сознательную жизнь работал на благо Родины и советского народа.
Хор или оркестр исполняет отрывок из траурной песни или мелодии8. Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях р работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на Земле, Снова включается хор или оркестр.
Представитель общественности говорит о заслугах умершего, о его моральных качествах.
Хор или оркестр продолжает мелодию.
Слово предоставляется представителю младшего поколения. Тот рассказывает о высоком мастерстве, теплоте и человечности, щедрости души, с которой его наставник передавал молодежи свои знания, приобретенные долгими годами самоотверженного труда.
Звучит траурная мелодия.
К присутствующим обращается с краткими воспоминаниями один из друзей покойного. Он говорит о совместно пройденном жизненном пути, раскрывает яркие% черты характера своего друга, рассказывает о нем, как о внимательном и заботливом человеке, муже, отце, вспоминает его любимое занятие и увлечение. Хор или оркестр снова исполняет траурную мелодию.
Председатель похоронной комиссии провозглашает: — В знак глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!
Знаменосец в сопровождении двух ассистентов берет Государственный флаг СССР и склоняет егд у изголовья покойного.
Наступает минута молчания.
Под звуки хора или оркестра выносят портрет, за ним — венки, награды на подушечках, крышку гроба, гроб. Траурная процессия направляется к месту захоронения. После приведения в порядок могильного холмика председатель комиссии благодарит присутствующих за честь, оказанную памяти умершего, и сочувствие его близким.
Приложение
Рекомендованный репертуар музыкальных произведений
«Траурный марш» (из 12-й сонаты) | муз. Л. Бетховена |
«Траурный марш» (из 3-й сонаты) | муз. Л. Бетховена |
«Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» | муз. Э. Грига |
«Траурный марш» | муз. Н. Лысенко |
«Траурный марш» (из сонаты си минор) | муз. Ф. Шопена |
Четвертая часть из 6-й симфонии | муз. П. Чайковского |
Вторая часть из 5-й симфонии | муз. П. Чайковского |
Анданте кантабиле из 1-го квартета | муз. П. Чайковского |
Отрывок из «Реквиема» (Лакримоза) | муз. В. А. Моцарта |
«Реквием» | муз. А. Мамонтова |
«Грезы» | муз. Р. Шумана |
«Траурный марш» | муз. Ф. Шопена |
Комментарии
-
Комиссия по советским традициям, праздникам и обрядам при Совете Министров Украинской ССР постановлением от 1 октября 1974 года одобрила рекомендации к обряду «Похороны». ↩
-
В течение года захоронения проводятся ежедневно, исключая 1 января, 1 мая и 7 ноября. ↩
-
Венки лучше всего изготовлять небольших размеров из распространенных в данной местности живых растений: сосны, ели, туи, плюща, самшита, листьев ореха, тисса, добавляя небольшое количество цветов. По народной традиции для похоронного обряда берут: душицу, синеголовник, бархатны, нарциссы, хризантемы. Цветы с нежным запахом и яркой окраски к обряду «Похороны» не подходят. ↩
-
Специфика обряда требует, чтобы все обрядовые действия во время прощания с покойным, при выносе гроба, во время траурной процессии и при проведении гражданской панихиды происходили без каких-либо объявлений, тем более без команд. Все делается спокойно и размеренно в соответствии с незаметными со стороны советами организатора похорон или его помощника. ↩
-
Если траурная процессия будет двигаться на автомашинах, то прежде всего выносят венки, которые располагаются живым коридором от дверей помещения до автокатафалка. ↩
-
Гроб принято нести на специальных носилках или везти на ручном катафалке, который во время гражданской панихиды может быть использован вместо постамента. ↩
-
Знаменосец и его ассистенты перевязаны через правое плечо траурными лентами (ширина красной полосы 8 см, двух черных по краям — по 2 см, длина — 220 см). ↩
-
В промежутках между выступлениями, когда хор или оркестр исполняет траурные мелодии, желательно (при наличии людей) проводить смены почетного караула у гроба. ↩
Оренбуржье в июле / Константин Попов
С 6 июля по 9 июля у меня есть возможность побывать на маршруте Оренбург - Орск.
Мне бы очень хотелось поработать в одном из сел по пути и провести несколько встреч с представителями старших поколений которые большую часть жизни прожили в своем селе. Основная моя цель – собрать фольклор и обычаи Оренбуржья. Результат такой работы бывает совершенно разным – от документа с записью встречи до небольной статьи про присловья села или прозы.
Если у вас есть какие-либо контакты, может быть бабушка или дедушка проживает где-то там, или просто есть знакомые заинтересованные в такой встрече, то я бесконечно был бы рад таким контактам. С любой информацией можно написать мне на почту me@tamvodopad.com.
Май 2016 / Константин Попов
Общая статистика
- прошел 224 км.
- вполне счастливый месяц с настроением 1, 4 и 14 мая в 70%.
- самое плохое настроение в 30% было 28 мая.
- вес остался без изменений - 76 кг.
- приснилось 7 снов.
Работа
- Сделали совместно со Стасом Литвиновым небольшой сайт для него - http://stanislavlitvinov.com/
Этнография
- 8 мая неожиданно сходили снова к Екатерине Сергеевне Шведовой и собрали материал еще интересней материала первой встречи, но пока его не разобрал. Думаю, что подготовлю все июне и дополню основную статью.
- Закончил обучение на курсе “Полевая фольклористика” у Александра Маточкина.
Написал
- Дэрек Сиверс опубликовал мой профиль в своем сервисе Now Pages. Подробнее по ссылке - http://hack.tamvodopad.com/2016/05/22/now.html
Прочитал
- Чайна Мьевиль - “Железный совет “, «Эксмо», 2014 г. +
Лучший роман из триллогии автора о странном мире Бас-Лаг. Сам Чайна анархист и это замечательно видно особенно в этом романе. Крутая социальная фантастика.
Посмотрел
- Тысяча и одна ночь: Часть 1. Беспокойный / As Mil e Uma Noites: Volume 1, O Inquieto, реж. Мигель Гомеш, 2015 ++
Забастовки рабочих и арабские сказки, чиновники с отличной эрекцией, кино про петуха(как про него писал Давенпорт), пчелы. Гомеш один из лучших режисеров современности. Жаль нет возможности посмотреть весь семичасовой фильм одним заплываом в кинотеатре. - Первый мститель: Противостояние / Captain America: Civil War, реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2016 +
- Человек в высоком замке (сезон 1) / The Man in the High Castle, реж. Дэниэл Персивал, Брэд Андерсон, Карин Кусама, 2015 -
- Макбет / Macbeth, реж. Джастин Курзель, 2015 -
- Negresco / Негреско, реж. Клаус Лемке, 1968 +
В фильме есть замечательнейшая сцена дионисийской оргии на вилле Kérylos. Красивая и безумная. - Земля, реж. Александр Довженко, 1930 ++ Пересмотрел любимый танец в ночной деревне.
Сходил в театр
- Отпечатки / Отпечатки следуют. реж. Анна Конецки, Новая сцена Александринского театра ++
- Земля, реж. Максим Диденко, Новая Сцена Александринского театра +++
Планы на июнь
- Планируем небольшую экспедицию и участие в концерте и дне села Шелота на троицу. В связи с этим 16 июня уеду по маршруту Вологда - Шелота до 20 июня.