Татарский полон / Константин Попов

/assets/polon/cover.jpg

Содержание

Введение

«Татарский полон», так же как «Авдотья Рязаночка» и «Щелкан Дудентьевич» является одной из старейших исторических баллад сохранившихся в устном фольклоре до нашего времени.

Песня восходит к ранним временам татарского ига и была широко распространена в крестьянской среде.

Первая публикация песни была осуществлена в 1831 году в альманахе Максимовича «Денница»1 и перепечатана в «Московском телеграфе» (1831. № 4). В этих публикациях песня ошибочно называется колыбельной песней2.

В то же время песню записывает М. Ю. Лермонтов и планирует использовать в незавершенной исторической трагедии из эпохи завоевания Руси татарами, героем которой должен был стать Мстислав Черный. По мнению И.Л. Андроникова, это не подражание народной песне, а запись одного из её вариантов. 3

Позже песня записывалась еще множество раз в разных регионах России, несколько её редакций присутствует в сборнике П.В. Киреевского, Б.Н. Путилова, А.И. Соболевского, Н.Г. Мякушина, В.П. Федоровой и других.

Особый интерес представляет запись И.И. Железнова4: в урочище Маринкин Городок на р. Урал. Песня в этой записи потеряла эпический зачин, включив в себя большое количество лирических моментов.

В этой публикации я попытался собрать все известные мне записи песни для того, чтобы читатель осуществил краткий экскурс в эволюцию и бытование этой исторической песни.

Записи XIX века

Запись Г. Племянника опубликованная в альманахе «Денница» 1830

Запись Г. Племянника была опубликованная в альманахе «Денница» в 1830. Песня ошибочно в нем названа колыбельной.1

По горам, горам
По высокиим,
По раздольицам
По широкиим,
Тут огни горят
Негасимыя,
Злы Татаровы
Тут полон делят:
Доставалася
Теща зятю в плен.
Он отвел её
К молодой жене,
Полоняночке;
Ах и вот тебе,
Молода жена,
Полоняночка
С Руси Русская;
Ты заставь её
Три дела делать:
Что и первое
То дитя качать,
А другое-то
Тонкий кужель5 прясть,
Что и третие
То цыплят пасти. —
«Ты баю, баю, Мое дитятко!
Ты по батюшке
Злой татарченок,
Ты по матушке
Мил внучёночек:
Ведь твоя-то мать
Мне родная дочь,
Семи лет она
Во полон взята,
На правой руке
Нет мизинчика.
Ты баю, баю,
Мое дитятко!» —
Как услышала
Тут Татарочка,
Она кинулась,
Она бросилась
На белы руки
К своей матушке:
Ах, родимая
Моя матушка!
Выбирай себе
Коня лучшаго;
Мы бежим с тобой
На святую Русь,
На святую Русь
Нашу родину!

Запись М. Ю. Лермонтова

Текст был предположительно записан Лермонтовым в селе Тарханы в 1830 г.6

Запись была связана с замыслом исторической трагедии из эпохи завоевания Руси татарами, героем которой должен был явиться Мстислав Черный. «Черный — прозвание от его задумчивости», — поясняет Лермонтов в плане трагедии.

Мы знаем только план трагедии. В первом отрывке плана трагедии Лермонтов пишет:

«Каким образом умирает Мстислав. Он израненный лежит в хижине, хозяйка крестьянка баюкает ребенка песнью: «Что за пыль пылит…» Входит муж ее израненный».

В восьмом отрывке того же плана пьесы Лермонтов намечает такую сцену трагедии:

«Мстислав проходит мимо деревни; одна женщина поет, баюкая ребенка — он радуется тому, что эта песня вдохнет ребенку ненависть против татар и что если он погибнет, то останется еще мститель за отечество». И опять и в эту сцену Лермонтов вставляет народную песню «Что за пыль пылит».

Эту же песню Лермонтов в третий раз вмещает в план трагедии в такой намечаемой сцене:

«Поместить песню: печальную, о любви или «Что за пыль пылит»; Ольга молодая, невинная, ангел — поет ее; входит брат ее — после паломник [в Иерусалим]».

Что в поле за пыль пылит,
Что за пыль пылит, столбом валит?
Злы татаровья полон делят,
То тому, то сему по добру коню.
А как зятю теща доставалася,
Он заставил её три дела делать:
А первое дело — гусей пасти,
А второе дело — бел кужель прясти
А третье дело — дитя качать.
И я глазыньками гусей пасу,
И я рученьками бел кужель пряду,
И я ноженьками дитя качаю.
Ты баю-ба́ю, мило дитятко,
Ты по батюшке злой татарчонок,
А по матушке родной внучонок,
У меня ведь есть приметочка —
На белой груди что копеечка.
Как услышала моя доченька,
Закидалася, заметалася:
«Ты родная моя матушка,
Ах, ты что давно не сказалася?
Ты возьми мои золоты ключи,
Отпирай мои кованые ларцы
И бери казны сколько надобно,
Жемчугу да злата-серебра».
Ах ты милое моя дитятко,
Мне не надобно твоей золотой казны,
Отпусти меня на святую Русь, —
Не слыхать здесь петья церковного,
Не слыхать звону колокольного.

Запись В. И. Даля

В. И. Даль в Оренбурге записывает еще один вариант песни. Текст ученый приводит без разбивки по строкам:7

Как за той-то, за той, за Дарьей рекой, татары-то полон делят: кому злато, кому серебро достанется. Доставалася, видно, теща зятюшке… он привез её на дикую степь к молодой жене: еще вот тебе, молодая жена, вековечная работница, а вам мои детушки, нянька-матушка! - Ты заставь её, жена, три дела делать: первое дело дитя качать, другое дело бумагу прясть, третье дело гусей пасти. Полоняночка ногами-то дитя качает, руками-то бумагу прядет, глазами-то гусей пасет. Дитя качает, сама прибаюкивает: “Ты баю, баю, мое дитятко, ты баю, баю, мое милое; ты по батюшке татарченок, а по матушке ты русеночек - и моих черевурывочек! Твоя матушка мне родна доченька, у нея на правой груди родимо пятнышко”.
Услыхали няньки-мамушки, доложили они своей барыне: “Ах барыня-сударыня, поляночка дитя качает, прибаюкивает: ты баю, баю, мило дитятко - ты по батюшке татареночек, а по матушке русеночек - и моих черев урывочек: твоя матушка мне родна доченька, у нея на правой груди родимо пятнышко”!
Как стучит-бренчит, по сеням бежит - по сеням бежит и дрожмя дрожит: дочь родная упадала во резвы ноги… - Ох, ты матушка, сударыня! Что давно ты мне не скажешься! Не заставила б тебя три дела делать: ни дитя качать, ни гусей пасити, ни бумагу прясти. Вот тебе золоты ключи, отмыкай-ка дубовы ларцы, бери себе золотой казны, сколько надобно; поспеши-ка ты на конюшенку, бери себе коня добраго, поезжай с Богом на Святую Русь, ко малым своим детушкам! - Дитя ли ты мое, дитя милое! не надо мне золотой казны, не еду я на Святую Русь. с тобой мой друг, не разстануся!

Запись Стаховичка в Орловской губернии

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Во высоком терему
Убрана кровать стоит
Подвилья
Подвиль яблонь
Направили, противили на филя
Страфиль, нафиль,
Подфиль, Филимон,
Лебаданале,
Приклонь яблонь, прилегла

Как на той ли на кровати
Сам Татарской князь лежит
Перед этим перед князем
Полоняночка стоит,
Из Московской стороны,
Обливается слезами.
“Ты не плачь, не плачь, девица,
Не плачь, душенька моя:
Уж я сам тебя, девица,
Возьму за муж за себя”

Запись Борисова в Архангельской губернии, Шенкурском уезде

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Не шум шумит, не гром гремит,
Молодой Турчан свой плен делит:
Досталася зятю теща.

Еще зять теще три дела дал:
Перво дело - гусей пасти
Другое дело - постелька стлать
Третье дело - дитя качать

“Баю, баю, бай, молодой Турчан!
Мне бить тебя - мне грех будет
Бранить тебя - мне жаль будет
Дитей назвать - той веры нет
Твоя-то мать мне дочь была,
Семи годов во плен взята,
Тридцатой год в плену живет.”

Услышала Турчаночка,
Услышала молодая:
Ах ты матушка, мать родимая!
Не твое дело гусей пасти,
Не твое дел постелька стлать,
Не твое дело дитя качать:
Твое дело по саду гулять,
Скидывай шуму сыромятную,
Надевай шубу соболиную,
Поди по двору княгинею:

Отпустите меня на волюшку,
Что на волюшку - на Белую Русь,
На Белую Русь, к Царю Белому,
К Царю Бедому, Петру Первому.

Запись П.М. Языковым в Симбирской губернии

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Не шум шумит,
Не гром гремит,
Молодой Турчан
Полон делит:
Теща зятю досталася.

Берет ее за рученочки
Ведеь ее к Турчаночке,
К полоняночке:

Жена ли моя, сударыня!
Привел к тебе служаночку,
Служаночку, полоняночку:
Ты заставь её
Три дела делати,
Первое дело —
Дитя качать,
Второе дело —
Гусей пасти,
Третье дело —
Постелю стлать.

Ты бай, бай, бай,
Молодой Турчан!
Бранить тебя —
Мне грех будет,
А родней назвать —
Той веры нет.
По Турчанину
Турчанин будешь,
А по матери
Мне внук будешь:
Твоя мать —
Моя дочка
Семи годков
В плен взята,
А семнадцатый год
Во плену живет.

Услышала Турчаночка:
Родимая моя
Матушка!
Не твое дело
Дитя качать,
Не твое дело
Гусей пасти
Не твое дело
Постелю стлать
Ты снимай шубу
Кожуриную,
Надевай шубу
Соболиную,
Мы пойдем с тобой
Во зеленый сад,
Во зеленый сад
Виноград щипать

Запись М. А. Стаховичем в Орловской губернии

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Не шум шумит, не гром гремит
Молодой Турчин полон делит:
Ди кто кому достанется?
Досталася сестра брату,
Сестра брату, теща зятю:
А брат сестру на Русь пустил,
А зять тещу в полон узял,
Заставил её три дела делать:
Первое дело — кудель прясть,
Второе дело — лебедей стеречь,
А третье дело — дитю качать,

Я ручками кудель пряду,
Я глазками лебедей стерегу,
А ножками дитю качаю:
Баю, баю, боярской сын,
По-батюшки злой Татарченок!
Дитей назвать - мне вера не та,
А бить тебя - мне грех будет:
Твоя ли мать мне дочь была,
По матери ты внук и мне.”

Ах мать моя родимая!
Ты снимай шубу сыромятную,
Надевай шубу соболиную:
Отпусти меня в свою сторону.

Записано в Тульской губернии

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

У колодизя у холодного,
Как у ключика у гремучаго,
Красная девушка воду черпала.
Как наехали злы Татаровы,
Полонили они красную девушку,
Полоня её за муж выдали,
За младого за Татарченка

Как прошло тому ровно три года,
Полонили они старую женщину,
Полоня её стали делить
Кому она достанется:
Как досталася теща да зятю.

Он заставил её три дела делать:
Белыми ручками тонкой кужель прясть,
Ясными очами лебедей стеречь,
Резвыми ногами дитя качать.

Качаит дитя-прибаюкиваит:
“Ты, баю, баю, мое дитятко.
Ты, баю, баю, мое милое!
Ты по-батюшки млад Татарченок,
А по-матушки родной внучек мне.

Как услышал зять тещины слова:
Он бежит к молодой жене
Ты послушай-ка, молода жена,
Как работница дитя качаит
Качаит дитя-прибаюкиват

Ты, баю, баю, мое дитетко.
Ты, баю, баю, мое милое!
Ты по-батюшки млад Татарченок,
А по-матушки родной внук мне.

Бежит, бежит молода жена,
В одной сорочке без пояса:

Государыня моя матушка!
Для чего же ты мне давно не сказалася?
Ты б пила-ела с одного стола,
Носила б платье с одного плеча!

Запись П. В. Киреевского

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Тут летел-летел сизой орел,
У когтях несет руку белую,
Руку белую молодецкую;
У погонь гонит млад-ясмен сокол:

Ты постой, постой, ты сизой орел,
Где ж ты был, где побывал?

Я был-побыл на побоищу,
На побоищу, на кровавищу:
Там бьютрубют в полон берут.
Как брат сестру — он на Русь пустил,
А зять тещу у полон взял,
Он привез тещу к молодой жене.
“На ж тебе, молодая жена,
На ж тебе полоняночку!
Ты заставь её три дела делать:
Перво дело — да кожелу прясть,
А друго дело — да гусей стеречь,
Третье дело — дите качать.

Да баю-баю, мое дитятко,
Да люлю ж, люлю, мое милое,
По батюшке злой Татарина,
А по матушке мой внучена.

Как услышала дочь из терема:
Ты кинь, кинь, мать, дите качать,
Ты поди ж ко мне на высок терем!

Записано Улыбышевой в Тульской губернии

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Как за той-то, за той за Дарьей рекой,
Татары-то полон делят.
Кому злато, кому серебро досталося:
Доставалася тещя зятушке.

Он привез её на дикую степь,
На дикую степь к молодой жене

Еще вот тебе, молода жена,
Вековечная работница,
А вам, детушки, нянька-мамушка.
Ты заставь её, жена, три дела делать
Перво дело — дитю качать,
Друго дело — бумагу прясть,
Третье дело — гусей пасти.

Полоняночка ногами-то дитю качат,
Руками бумагу прядет,
Глазами-то гусей пасет.
Дитю качат да прибаюкиват:

Ты, баю, баю, мое дитятко,
Ты, баю, баю, мое милое!
Ты по батюшке Татарченочек,
А по матушке Русеночек,
Моих черёв урывочек:
Твоя-то матушка мне родна доченька,
У нее на правой груди родимо пятношко.

Услыхали няньки-матушки,
Доложили они своей барыне:

Ох барыня, сударыня!
Полоняночка дитю качат
Дитю качат, прибаюкиват:
“Ты, бау, бау, мило дитятко,
Ты по батюшке Татарченочек,
А по матушке Русеночек,
Моих черев урывочек.

Стучит-бренчит, по сеням бежит,
По сеням бежит дочь родная,
Упала она ей во резвы ноги:
Ох матушка, сударыня!
Что ты мне давно не скажешься?
Не заставила бы я тебя три дела делать,
Ни дитю качать, ни гусей пасти,
Ни гусей пасти и ни бумагу прясть.
Вот тебе золоты ключи,
Отмыкай-ко ты дубовы ларцы,
Бери себе золотой казны,
Золотой казны сколько надобно.
Ступай-ко ты на конюшною,
Бери себе коня добраго,
Поезжай на святую Русь,
На святую Русь к малым детушкам

Дитя ли мое, дитя милое!
Не надо мне золотой казны,
Не еду я на святую Русь:
С тобой мой друг не расстануся!

Запись в Самарском крае из сборника Воренцова 1862г.

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

За горами-то
За высокими,
За лесами-то
За дремучими.
Там горят огни
Негасимые:
Злы Татары там
Свой полон делят.
Еще кто к кому
Во полон пошел?
Доставалася
Теща зятюшке.

Он привел её
К молодой жене:

Еще вот тебе,
Жена, нянюшка!
Ты заставь её
Делать три дела:
Дело первое —
Шелков кужель прясть,
А друго дело —
Гусенят пасти,
Дело третие —
Что дитю качать.

Она качат дитю,
Прибаюкиват:

Баюшки, баю,
Баю, дитятко
Ты по батюшке
Злой Татарченок,
А по матушке
Мил внученочек:
Твоя матушка
Моя дочь была,
Как семи-то лет
Во полон взята;
И у ней-то есть
Две приметочки
На белой груди
У ней родинка
На первой руке
Нет мизинчика.

Услыхали то
Мамки-нянюшки
Побежали они
К молодой панье:

Еще что это
За старушенька
Что качат дитю —
Прибаюкиват
Ты, баю, баю,
Дитя милое!
Ты по батюшке Злой Татарченок
А по матушке
Мил внученочек?

Побежала панья
На фабричный двор,
Она бросилась
К своей матери:

Государыня
Моя матушка!
Что же прежде ты
Не сказалася?
Если хочешь ты,
У меня живи;
А не хочешь жить,
Не могу держать:
Ты бери казны,
Сколько надобно,
И поди домой
На святую Русь,
А как мне младой
Уж так Бог велел:
Что связали меня
Дети малыя,
Не видать-то мне
Милой родины,
Оставаться век
Во неволюшке!

Запись в Саратовской губернии

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Как за речкой за быстрою,
Не огонь горит, а полымья:
Злы Татарченки города берут,
Города берут, по себе делят.
Да кому что достанется,
Кому золото, кому серебро,
Кому добрый конь, кому платье цветное,
Кому платье цветное, кому Русска нянюшка
Доставалася тещя зятюшке.

Зять берет тещу за белы руки,
Посадил ее во колясочку
Подвозил тещу к широку двору,
Вскрикнул-возгаркнул громким голосом,
Громким голосом молодецкиим:

Ты встречай меня, молода жена!
Я привез тебе Русску нянюшку
Русску нянюшку, полоняночку.
Ты заставь ее делать три дела:
Первое дельцо — ковры вышивать,
Другое дельце — гусей стеречи,
А третие — детей качати.

Я руками ковры вышила,
Я глазами гусей стерегла,
Я ногами дитю качала:
Ты, качу-баю, мое дитятко!
Ты по батюшке злой Татарченок,
Ты не крещеной, не молитвенный
А по матушке мой боярченок
Мой боярченок, Русска косточка.

Услыхала молода княжна:

Почему знаешь, моя нянюшка,
Что по батюшке злой Татарченок,
А по матушке боярченок?

Как мне не знать, моя доченька:
Ты семи лет во полон взята.

Записано Языковым в Симбирская губ. с. Головино

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Не огни горят, не котлы кипят,
Во чистом поле все Татары,
Все Татары полон делят:
Доставалася дочь с матерью.
Приводют её к молодой княгине:
Вот тебе, молодая княгиня,
Я привел работницу.
Она говорит ему:

Чорт ли это за работница!
Ты заставь её утят пасти
И еще заставь её дитю качать.

Вот она дитю качат, прибаюкиват
Ты, бау, бау, Татарский сын!
Ты по батюшке Татарский сын,
А по матушке внученочек:
Твоя матушка во полон взята,
На вашей матушке есть приметочка,
На правой щеке бородавочка.

Ну посылает же молодая княгиня
Нянек-мамушек:

Вы поди же, мамки-нянюшки,
Вы послушайте, как дитю качает,
Как (дитю качает) полоняночка.

Тут приходят няньки-мамки,
Сказывают молодой княгине:
Хорошо дитю качает полоняночка,
(Хорошо дитю качает) и прибаюкивает,
Называет его по батюшке
Татарский сын,
А по матушке, говорит,
Ты мне внученочек,
Ваша мать во полон взята,
На твоей матушке есть приметочка,
На правой щеке бородавочка.

Побежала же молодая княгиня
Ко своей ко матери,
Испугалась и обрадовалась:

Сударыня ты моя матушка!
Уж ты что мне сказалася?
Уж ты брось дитю,
Пущай он поплачется;
Ты брось шелков кудель прясть,
Пущай его куры путают;
Уж ты брось утят пасти,
Пусть птицы таскают!

Из книги Сахарова И.П. «Cказаний русского народа»

Песня отнесена Сахаровым И.П. к колыбельной песни. 9

1.

По горам-горам
По высокиим,
По раздольицам
По широкиим,
Тут огни горят
Негасимые:
Злы Татарове
Тут полон делят.
Доставалася Теща зятю в плен.

Он отвез её
К молодой жене:
Ах и от тебе,
Молода жена,
Полоняночка
С Руси Русская!
Ты заставь её Три дела делать:

Что и первое —
То дитя качать,
А другое-то —
Тонкий кужель прясть,
Что и третье —
То цыплят пасти.

Ты, баю, баю,
Мое дитятко!
Ты по батюшке
Злой Татарченок,
Ты по матушке
Мил внученочек:
Ведь твоя-то мать
Мне родная дочь,
Семи лет она
Во полон взята,
На правой руке
Нет мизинчика.
Ты, баю, баю,
Мое дитятко!

Как услышала
Тут Татарочка (?),
Она кинулась,
Она бросилась
На белы руки
К своей матушке:

Ах, родимая,
Моя матушка!
Выбирай себе
Коня лучшаго:
Мы бежим с тобой
На святую Русь,
На святую Русь,
Нашу родину!

2.

На горе, горе, да крутой,
Огни горят, да все светлые,
Баю, баюшки, баю!
Вокруг огней, да светлыих,
Котлы кипят, да кипучие,
Баю, баюшки, баю!
Вокруг огней, да светлыих,
Сидят Татары, да все злые (какие страшные!),
Баю, баюшки, баю!
Сидят, делят да все животы
Твоего отца, да родимаго.
Бю, баюшки, баю!
Встань, пробудись (вместо того, чтобы спать) да дитятко,
Соимй (не просто “снимай”) со стены сабельки,
Баю, баюшки, баю!
Соимай со стены сабельки,
И все-то (!) мечи булатные
Баю, баюшки, баю!
Ты коли, руби сабельками
Злых Татар с Татарченками;
Баю, баюшки, баю!
Ты оки(?), кроши (все это должен сделать ребенок) губителей
Все мечами да булатными.
Баю, баюшки, баю!
Баю, мое дитятко!

14. Записано Н. Ст. Кохановской в Харьковской губернии

Опубликовано в книге Кохановской Н. С. «Ворон. Бес.», 1861.
Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Не пыль пылит по дороге:
Татаре идут, огонь кладут,
Под грушею кашу варят,
Под яблонью обедают,
Пообедавши полон делят.
Досталася сестра брату
Сестра брату, теща зятю:
А брат сестру на волю пустил,
А зять тещу домой узял.

Домой узял, жену отдал:
На тебе, жена, полоняночку,
Полоняночку, служаночку!
Заставь её три дела делать:
Первое дело - дитя качать,
Другое дело - куделю прясть,
Третье дело - гусей стеречь.

Я глазками гусей гляжу,
Я ручками кудель пряду,
Я ножкою дитя качну,
Дитя качну, сама скажу:

Баю, баю, мое дитятко,
Моли, моли, мое милое,
По матушке унучина,
По батюшке Татарщина.

Запись из сборника Киреевского

Песня представлена в сборнике Киреевского П.В.8

Спи, усни, мое дитятко!
Покудь гроза пройдет,
Покудь беда минет.
Баю, баюшки, баю!
Баю, мое дитятко!
Спи, усни, мое дитятко!
Гроза пройдет страшная,
Беда минет наносная (будут низложены Татары).
Баю, и т.д.
Спи, усни, мое дитятко (ибо-),
Твоя матушка полоняночка (!),
Твой батюшка поляночик (!).
Злы Татарове набегали,
Домы, теремы сожигали,
Старых стариков убивали,
молодых в полон полонили. (ужасная картина!),
Животы по себе делили.
Разлучили тебя, дитятко,
С родимой ли матушкой,
Отогнали прочь (!), дитятко,
Твоего ли батюшку родимаго.
Ты рости, рости, дитятко
Во крепости и во младости (!).
Уж у тебя ли на дворе
Состоит (!) терем одинехочик
Без батюшки и без матушки
(А где же лежит ребеночек? Mon pere est a Paris, ma mere est a Versailles…),
Без твоей молодой жены (она у младенца также отведена или ее отогнали прочь);
Ты седлай коня воронаго,
Ты скачи в Орду Золотую (какая точность!),
Вывози батюшку роднова (народная форма),
На святую ли Русь;
Вывози матушку родиму
На широкий ли двор;
Вывози молоду жену (вот она где: в орде; действительно была увезена у младенца)
Во терем изукрашенный.
Баю, баюшки, баю!
Баю, мое дитятко!

Запись Железнова И.И. в урочище Маринкин Городок на р. Урал в 1858 г.

Песня вставлена в очерк Железнова И. И. посвященный урочищу Маринкин Городок10.

Отец с сыном на сенокос пошли,
А мила доченька им есть понесла.
«Уж ты, доченька, поди поверши нам зелен стог».
Стояла-то она на зеленом стогу,
Вершила-то она зелен стог.
«Что это, батенька, в поле затуманилось,
Затуманилося в поле, запылилося?
Все людей везут скованных и связанных,
Связанных все арканами волосяными».
Уж ты, доченька, слазь-ка с зелена стога,
Пойдемте спрячемтесь во зелен камыш.
«Уж я, батенька, пересмотрю, перегляжу —
Что это за людей везут?»
А отец с сыном в камыш ушли.
Уж подбегаил же млад татарченин,
Говорил же он красной девушке:
— «Уж ты, девушка, слазь-ка с зелена стога!»
Бросалась девушка на все четыре сторонушки,
Опущала она свои ясны очи на сыру землю,
Опущала она свои рученьки на белую грудь.
Уж давал же ей млад татарченин кроваву рану,
Уж сымал же он её с зелена стога,
Сажаил он её на своево добра коня,
На добра коня, на иногоднаго.
Повез-то её во свою земелюшку, в азиатскую.
Вводил же её в свои высокия хоромушки.
«Уж ты будь же мне, девушка, хозяюшкой;
А я тебе, девушка, буду хозяином».
Отдавал же он ей с себя шелков пояс;
Отдавал же ей свои золоты ключи,
И перепоручал девушке свои золоты погребцы.
«Уж ты, девушка, моя хозяюшка,
Ходи-ка ты в мои любимы погребцы».
Не задолго, не закоротко, угождала к ним в полон
Ея родимая милая матушка,
Сажала она ее ногами дитя качать,
Руками же велела куделю прясть,
Глазами же велела гусей пасти.
Дитя качая, говорит родима матушка:
«Уж ты по русскому млад боярский сын,
А по татарскому млад татарченин.
Уж твой-то батюшка — мой зятюшка;
А твоя-то мать — мне дочь родна;
А сам ты мне — внучёночек!»
Говорит тут доченька таковы слова:
«Уж ты, маменька, моя родная!
Кабы знала я, кабы ведала —
Не заставила б тебя дитя качать,
Не заставила б тебя куделю прясть,
Не заставила б тебя гусей пасти!»
Тут сажала она её за дубовый стол,
Становила перед ней яства сахарныя,
Яства сахарныя и пойла медяныя,
И стала матушка уговаривать доченьку:
«Пойдем-ка, доченька, убежим домой».
Говорит ей доченька таково слово:
«Нет, матушка, обзавелась я малыми деточками».
И говорит мать доченьке таково слово:
«Уж не стану я, доченька, жить у вас
Отпустите меня в свой дом!»
Уж сажаил её зятюшка на каряго коня,
На каряго коня, на иноходнаго;
Наделяил её золотой казной;
Отправлял её во свою землю.
Проводили её они с своего двора.

Записи XX века

Матрена Федоровна Смоленская

У Матрены Федоровны Смоленской песня была записана два раза. Первую запись сделал А.Д. Григорьев в 1900 году11. Матрена Федоровна песню назвала - «Теща, её дочь и зять Турок». В 1927 году песню повторно записала Астахова А. М.12

Запись Григорьева А. Д.

А-й, не шум шумит, не гром гремит, — Молодой турця свой дел делит (2 раза).
Досталасе тёща зетю,
Он взял тёщу за руценьку,
За руценьку за правую,
Повёл тёщу во Турецию.
Сказал тёщи три дел (так) делать:
Перьво дело гусей пасти,
Второ дело постелю слать,
Третьё дело дитя кацять.
“Бай-бай, бай-бай, бай, турець молодой,
По имени, не знаю как звать,
По батюшки - тотарьской сын,
По матенки - бояриноф!
Твоя-то матенка - мне доць родна:
Семи годов во плен взета,
Двадцятой год в плену живёт!”.
Тут услышила турцяноцька,
Услышила молодая:
“Скиновай, мати, шубу сыромятную,
Надевай, мати, шубу соболиную,
Отправляйсе-тко, мати, на светую Русь,
На светую Русь да к царю белому,
К царю белому да к Петру Перьвому”.

Запись Астаховой А. М.

Запись А. М. Астаховой 8 июля 1927 от Матрены Федоровны Смоленской, 70 л., Карпогорский р., д. Лохново, околок Смоленец. 12

Ай, не шум шумит, не гром гремит,
Молодой турцяк свой дел делит,
Ай досталасе тёща зетю,
Он взял тёщу за руценьку,
За реценьку за правую,
Повёл тёщу во Турецию.
Сказал тёщи три дел делать:
Перьво дело - гусей пасти,
Второ дело - постелю слать,
Третьё дело - дитя кацять.
“Бай-бай, бай-бай, бай турець молодой,
По имени не знаю как звать,
По батюшки - тотарьской сын,
По матенки - бояринок.
Твоя-то матенка - мне доць родна,
Семи годов во плен взета,
Двадцятой год в плену живё”.
Услышила турцяноцька,
Услышила молодая:
“Скиновай, мати, шубу сыромятную,
Надевай, мати, шубу соболиную,
Отправляйсе-тко, мати, на светую Русь,
На светую Русь да к царю белому,
К царю белому да к Петру Перьвому”.

Анны Андреевна Беликова

Поет Анна Андреевна Беликова, село Фощеватово, Волоконовский район, Белгородчина. Записал В.М. Щуров в 1982. Запись из собрания Фонограммархива Пушкинского дома в Петербурге.

А и горе моё гореваньце
а и кто ж кому достанется

а досталася сестра брату
сестра брату тёща зятю

а брат сестру на волю пустил
а зять тёщу у полон посадил

и дал он ей три дела делать
одно ж дело деток качать

а другое дело коров доить
а третие дело деток поить

а по матушке унучек мой
а по батюшке татарик мой

а баю люлю моя дитетка
а баю люлю моя милая

Мария Ильинична Башкатова

Запись В.Н. Медведева от Марии Ильиничны Башкатова, село Подсереднее, Алексеевский район, Белгородчина, 1982

Запись из собрания Фонограммархива Пушкинского дома в Петербурге.

Татары шли ковылу жгли кашу варили
после каши семью делили
досталася сестра брату
досталася тёща зятю

Как брат сестру на Русь пустил
а зять тёщу в полон увзял
он гнал её и босую и голую
по пожарищу по прокосищу
пригнал её у дом у свой
приказал он ей три дела делать
он глазками гусей стеречь
а ручками белу волку прясть
а ножками дитя качать

Как стала наша бабушка три дела делать
она стала дитя прибаукивать
ты спи усни моё дитятко
ты спи усни моё милое
ты по батюшке татарской сын
а по матушке мой унучек

А служанушки по сенюшкам похаживали
они бабушкины прибауточки подслушивали
и пошли ж они до барыни до сударыни
да барыня ты сударыня
да иди ка ты послушай ка
да ты бабушкины прибауточки

Как пошла наша барыня послушала
белы ручушки сплеснулися
сами дверюшки отворилися
да ты мамушка ты родимая
да бросай же ты всю работушку
кроватушка тесовая
постелюшка пуховая

Полина Никитична Рочева

П. Н. Рочева, жительница д. Трусово, — младшая дочь былинного сказителя Никиты Федоровича Ермолина, от которого она усвоила некоторые былины.

П. Н. Рочева родилась в августе 1925 г. В конце войны вышла второй раз замуж за Якова Рочева, который был на 19 лет старшее ее, и, как рассказывали в Усть-Цильме собирателю Ф. М. Селиванову, считался страшным колдуном и «приколдовал Полину Никитичну»13.

Баллада «Татарский полон» была записана от Полины Никитичны Рочевой в 18.07.1955 г.14

«Баю-баюшки, да спи, татарский сын
Баю-люлюшки, да спи, боярский сын.
Ты по батюшке да зол татарченок,
А по матушке будёшь русёночек,
А моих черев будёшь урывочек,
А как по роду да будёшь вну́ченок:
А твоя-то мать мне ведь родна дочь,
Она семи ведь лет была в плен взята,
На белой груди да у ей родинка,
У правой ноги да нету пальчика».
Услыхали тут да девки сенные,
Побежали оны да к своей маменьке:
«Уж ты гой если, да родна мамынька!
Спорусиночка да да полонянычка,
Она три дела да все вдруг делаёт:
Она ручками да все кудель прядет,
Она глазками да все гусей стережет,
Она ножками да колыбель качат,
Она качат дитя, еще прибайкиват:
“Баю-баюшки, да спи, татарский сын
Баю-люлюшки, да спи, боярский сын,
Ты по батюшке да зол татарченок,
А по матушке будёшь русёночек,
А моих черев будёшь урывочек,
А как по роду да будёшь вну́ченок:
А твоя-то мать мене ведь родна дочь
Она семи ведь лет была в плен взята,
На белой груди да у ей родинка,
У правой ноги да нету пальчика”».
Тут пошла мати да к своей мамыньке:
«Уж ты гой еси, да родна мамонька,
Уж ты бери мои да золоты ключи,
Уж ты бери мою да золоту казну,
Ты беги, мама, да на святую Русь».
«Уж не наб, дитя, да золотых ключей,
И не наб твоёй да золотой казны:
Я с тобой, дитя, да не расстануся».

Записи XXI века

Илья Андреевич Чуркин

Илья Андреевич Чуркин, 1999 г.р., из села Замежная Республики Коми. Записал Александр Маточкин в Замежной 16 марта 2015г.


Комментарии

  1. «Денница» Альманах на 1831 год, изданный Максимовым, 1831, М. — с. 132 с. 2

  2. Так же, ошибочно её приписывает к колыбельным песням и Сахаров в «Сказаниях русского народа». Сахаров И.П. Сказания Русского Народа. В 2 т. М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. 2 с. 744-747.

  3. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 4 т. М.: Худож. литература, 1984. Т. 4. — с. 384.

  4. Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. Полное собрание сочинений Иосафа Игнатьевича Железнова. В 3 т., 1910, Т. 2 — с. 270-271.

  5. Кужель — пучок льна, конопли, пеньки, приготовленный для пряжи.

  6. Лермонтов М. Ю. Запись народной песни («Что в поле за пыль пылит…») // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 1. Стихотворения и драмы. 1989. С. 579.

  7. В. И. Даль Полное собрание сочинений. Т. 1, 1897 г. C. 184 - 185

  8. Киреевский П.В. Песни собранные П. В. Киреевским, вып. 6 - 7, М. 1864. С. 188-189 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

  9. Сахаров И.П. Сказания Русского Народа. В 2 т. М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. 2 с. 744-747.

  10. Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. Полное собрание сочинений Иосафа Игнатьевича Железнова. В 3 т., 1910, Т. 2 — с. 270-271.

  11. А. Д. Григорьев. Архангельские былины и исторические песни т. 1, М., 1904, стр. 150

  12. Астахова Былины севера В 2 т. М.: Издательство Академии Наук СССР. Т. 2. С. 636-637 2

  13. Арх. ФК МГУ, 1978, кор. 1, тетр. 1, л. 123

  14. Песни Печоры / Изд. подгот. Н. П. Колпакова, Ф. В. Соколов, Б. М. Добровольский. М.; Л., 1963. С. 164, 165. № 132.

Shadrina Maria - Songs and Stories / Константин Попов

Разбираю материал записей собраных этим летом. Во время июньской Вологодской экспедиции организованной Сашей Маточкиным мы побывали в гостях у замечательной бабушки Марии Игнатьевны Шадриной. Сейчас она проживает в селе Верховажье Верховажского района Вологодской области.

Мария Игнатьевна знаток Вологодского свадебного обряда, а так же обрядовых песен, колыбельных и замечательнейший расказчик.

По результатам встречи я сделал пластинку на taxedo с наиболее интересным разобранных после встречи материалом.

Послушать можно по ссылке - https://taxedo.org/6/.

Это уже вторая пластинка на Taxedo Recordings, которая относится не к экспериментальным field recordings записям, а к этнографическим и фолькорным field recordings записям, ближайшее и похожее это записи французов Kink Gong и кавказские Ored Recordings. В дальнейшем на Taxedo Recordings я так и продолжу издательскую работу в двух направлениях.

Октябрь 2016 / Константин Попов

/assets/2016/october.jpg

Общая статистика

»Подробнее

  • прошел 180 км.
  • 6 октября было настроение в 85%.
  • самое плохое настроение в 35% было 9 и 10 октября.
  • набрал три(!) киллограма - 78 кг.
  • приснилось 10 снов.

Этнография

Музыка

Прочитал

  • В. Г. Зебальд - Аустерлиц, «Новое издательство» 2015 г. ++
  • Чарльз Резникофф - Холокост, «Порядок слов» 2016 г. +
  • Рассказы о Черепашках-Ниндзя, «Illusion Studios», «Mirage» 2016 г. -

Посмотрел

  • Служанка / Agasshi, реж. Пак Чхан-ук, 2016
    Не самый лучший и слегка затянутый фильм Пак Чхан-ука. Калейдоскоп матрешек версий разгадывается очень быстро и то, что должно вызвать удивление становится банальным
  • Дуэлянт, реж. Алексей Мизгирёв, 2016
  • Переписка / Correspondências, реж. Рита Азеведу Гомеш, 2016 ++
  • Все будет хорошо / Every Thing Will Be Fine, реж. Вим Вендерс, 2015 -
    Вендерс из года в год снимает игровые фильмы все хуже и хуже
  • Человек – швейцарский нож / Swiss Army Man, реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, 2016 -
  • Мост / Broen (3 сезон), реж. Henrik Georgsson, Шарлотта Зилинг, Lisa Siwe, 2015 +
  • Неоновый демон / The Neon Demon, реж. Николас Виндинг Рефн, 2016 +
    Красивый но пустой фильм. Красиво: лезбийский секс с трупом, поедание человека и тошнота глазом
  • История Иуды / Histoire de Judas, реж. Рабех Аммер-Займеш, 2015 ++
  • Доктор Стрэндж / Doctor Strange, реж. Скотт Дерриксон, 2016 +

Сходил в театр

  • Ревнивые женщины, реж. Джорджио Сангати, Piccolo Teatro della Città di Milan +
  • Евангелие, реж. Пиппи Дельбоно +++
    Лучший спектакль года
  • Антигона, реж. Э. Сэнковс, Национальный театр Латвии - -
  • Голодарь, реж. Эймунтас Някрошюс, Вильнюс, театр «Менофортас» -

Казахские свадебные танцы, воровство невесты, песни / Константин Попов

6 июля, во время летней поездки по Оренбуржью, мы заехали в поселок “Экспериментальный”, для того чтобы записать детский танцевальный казахский коллектив, который создала жительница поселка Бекетова Жамиля Кумаргалиевна.

Поселок Экспериментальный находится в получасах езды от Оренбурга. В поселке смешанное население: русские и казахи.

Танцы

Бекетова Жамиля Кумаргалиевна вместе с детьми и их мамами нас уже ждали у здания в школу и исполнили нам два танца:

/assets/2songs/1.jpg

/assets/2songs/2.jpg

/assets/2songs/3.jpg

/assets/2songs/4.jpg

/assets/2songs/5.jpg

Казахский обычай воровства невесты

В Оренбургской области еще остались следы казахского обычая воровства невесты. Одна из жительниц деревни - Утигенова Антонина рассказала о том как её своровали.

Песни

Татимирова Мадина, Бекетова Жамиля и Утигенова Антонина спели для нас две любимые казахские песни. Их можно послушать по ссылке - https://taxedo.org/5/index.html

/assets/2songs/6.jpg

Дерево / Константин Попов

/assets/derevo/1.jpg

I. Скамейка кладбищенская.

Тоже как на качельке. Отравиться водичкой заброшенного родника у брошенной церкви или это с лужицы что была выше(?).

Отразись в ней.

Вот тот том, в книге бабушка мнёт глину (изображение черно-белое). Жнёт в красивом сарафане, рубахой вышитой темной ночи.

Один.

Чичеров > Маточкину. М. Кошка. Пейзаж в рыбьей чешуе как слово в памяти, что не вспомнил он. Скамья что у могилы где дерево проросло из груди или может быть проросло из горла слово что теперь всегда шумит на ветру в лесу. Будь каждое дерево почти слово с ним.

/assets/derevo/2.jpg

II. И из дерева того, сделай лестницу.

Скрип когда ступать по ней.

Не ступать.

Оставить у дома заколотив окна и уйти
умереть.

У реки Иван-чай перецвел уже в пух. Заглянув в окно часовни
попев на берегу. Птицу спугнув.

У рыбы ночью раньше вспорот живот у ещё живой и икринки на землю вместе с кишкой вместе с пузырём и его проколов к дереву тому отпустив к ветру воздух из воды.

/assets/derevo/4.jpg

III.a. Водой протопить баню чёрную со свечкой. Колька-Банник за полком. В тазу все рыбье дыханье, невидимый след костей, невидимый проговоренный текст молчаньем. Все сказано, но почти все не ясно, что в темноте искать путь домой по селу. И если зима то только Свет от столбов, тоненький вверх. Вспомнил как в детстве пугали друг-друга тем, что ночью на кладбище должны светиться памятники и кучки.

/assets/derevo/3.jpg

VII. Тропки заячьи по рыбьим ветрам между всех деревьев и слов и все. И то.

/assets/derevo/steppe.jpg

XII. Из узбекской термы учителя посвящающего в бахши своего ученика: “

[…]

На сходках пой как верблюжонок.
Если ты поэт, всегда повествуй о народе.
Своим словом перережь горло плохим людям.

[…]

” Мирзаев Тура. “Искусство узбекских народных сказителей и особенности их эпического репертуара: Дис. … д-ра филол. наук. Ташкент, 1986 (рукопись).

Температура в поезде: 27 градусов. Туалеты заняты. 14 августа 11:45. Черноволосая черноглазая красные шортики. Бабушка с пачкой сигарет, рыжеволосая курит “Арктика, светлые”. Во сне заспатом придумаю пропасть из которой выпрыгивают прилагательные к слову повка. Красные ноготки ребёнка девочки. Тигр на футболке у мужчины. Магазин в Няндоме: “Викинг”. В заброшенном доме села Кучепалда в ящичке шкафа блокнот со стихами писанными когда-то в пятидесятых хозяйкой дома: “[…]и храни этот блокнот […]и только ты. […]Всю жизнь. […]Песни(заголовок)[…].” В заброшенном колодце много зелени и листвы. Прилагательных из снов. Перережь горло, говорит, говорит, скинь и никогда уже не найдёшь. Лишь деревья все будут кричать в роще свящ. словами проростая из груди. Из горл.

/assets/derevo/bahshi.jpg

IX. Или, под деревом раньше певал тут и так что повторяет все:

Я осталаси да в терему одна,
Некому меня кормить да воспитывать,
Обувать моих резвых ноженек! [3]

Нужно взять ствол сухого дерева джида, сломанного диким кабаном, сделать из него желобок, обшить шкурой головы крикливого верблюда, сделать струны из хвоста звонко ржащего жеребца, укрепить их на подставке из кости человеческого подбородка и натереть клеем растения сасык-курай. В магазине перекрёсток разбить большой палец об плинтус взвешивая арбуз. Бристоль. Культура потребления. Крик во сне. Красотой внучки, ноготь красен. Соль отсыпал в пакет масеньки. Чтоб не носить много. В лодке небольшая течь и рыба все прыгает открытым ртом воздух которым когда-то пел Т.Г.Ряб.

/assets/derevo/ryab.jpg

XX. Приклонивши ево млада hоловушка,
Утопивши оси ясным во матушку сыру землю
[…]

Дождицек. Открытка милая от родных К. и С. С Ферапонтово. Ремизов. Сон. Дождичек и уже далеко и воздух уже другой и сон уже другой.

/assets/derevo/ferapontovo.jpg

Сентябрь 2016 / Константин Попов

/assets/2016/august.jpg

Общая статистика

»Подробнее

  • прошел 219 км.
  • 13 сентября было настроение в 85%.
  • самое плохое настроение в 30% было 10 и 21 сентября.
  • вес остался без изменений - 75 кг.
  • приснилось 6 снов.

Прочитал

  • А. Маркин - Дневник 2011-2015, «Kolonna Publications» 2016 г. ++
  • Майкл Зулли, Стивен Мёрфи - Черепашки-Ниндзя: Зима Увядших Душ, «Illusion Studios» 2015 г. +
  • Митрополит Антоний Сурожский - Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности, «Никея» 2017 г. +++

Посмотрел

  • Да здравствует Цезарь! / Hail, Caesar!, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн, 2016 +
  • Тони Эрдманн / Toni Erdmann, реж. Марен Аде, 2016 ++
  • Ученик, реж Кирилл Серебренников, 2016 +
  • Персональный покупатель / Personal Shopper, реж. Оливье Ассайас, 2016 -
  • Когда вы проснетесь, реж. Джей Розенблатт, 2016 ++
  • Зеркало / Mirror, реж. Анна Литтон, 2016
  • Тест / Test, реж. Орен Гернер, 2016 +
  • Печаль не будет длиться вечно, реж. Алексей Дмитриев
  • Изабелла / Isabella, реж. Дункан Коулс, Росс Хогг, 2015 +
  • Нет войны в моем небе, нет ада на моей земле, реж. Кокелико Мафиль, Веспертин Хенн, 2016
  • Разрыв, реж. Окку Нуутилайнен, 2016 +
  • Вчерашняя запись, реж. Михаил Сойа, 2015
  • Женщина без мандолины, реж. Фабиано Миксо, 2015
  • Персона, реж. Кристоф Жирарде, Маттиас Мюллер, 2016 +
  • Я был победителем, реж. Йонас Оделл, 2016 +
  • Постмодернистская пластинка «Пионера», реж. Борис Козлов, 2016 +
  • Маленький Иисус Фландрии / Little Baby Jesus Of Flandr, реж. Густ Ван ден Берге, 2010 ++
  • Синяя птица / Blue bird, реж. Густ Ван ден Берге, 2011 +++
  • Рождение синей птицы / Blue birth, реж. Густ Ван ден Берге, 2015
  • Люцифер / Lucifer, реж. Густ Ван ден Берге, 2014 +++
  • Бесконечная поэзия / Endless poetry, реж. Алехандро Ходоровски, 2016 +
  • Выпускной / Graduation, реж. Кристиан Мунджиу, 2016 +
  • Очень странные дела / Stranger Things (сезон 1), реж. Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, 2016 +

Сходил в театр

  • Укрощение строптивой, реж. Оскарас Коршуновас, Александринский театр, +
  • La Divina Commedia, театр Derevo +
  • Герой, реж. Иван Естегнеев, Forgotten Angle Theatre Collaborative, ЮАР ++

Август 2016 / Константин Попов

/assets/2016/august.jpg

Общая статистика

»Подробнее

  • прошел 310 км.
  • 11, 13 и 27 августа было настроение в 85%.
  • самое плохое настроение в 30% было 9 августа.
  • скинул два киллограма и теперь вес составляет 75кг.
  • приснилось 10 снов.

Путешествия

  • С 6 по 14 августа был в пешем походе по Кенозерскому национальному парку.

Прочитал

  • Б. Н. Путилов - Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика, «Восточная литература» 1997 г. +++
  • Чичеров В. И. - Школы сказителей Заонежья, «Издательство “Наука”» 1982 г. +
  • Г. П. Дурасов - Каргопольская глиняная игрушка, «Художник РСФСР» 1986 г. ++
  • С.П. Кораблев - Этнографический и географический очерк г. Каргополя, Олонецкой Губерний
  • Уоррен Эллис, Бен Темплсмит - Фелл. Град обреченных, «ЭксЭл Медиа» 2015 г. +++

Июль 2016 / Константин Попов

/assets/2016/july.jpg

На фото отец на сенокосе.

Общая статистика

»Подробнее

  • прошел 288 км.
  • 10, 17 и 30 июля было настроение в 85%, все это конечно связано с поездкой домой.
  • самое плохое настроение в 30% было 4 июля.
  • вес остался без изменений - 77 кг.
  • приснилось 3 сна.

Этнография

  • С 5 по 7 июля был в экспедиции в Оренбуржской области. Удалось поработать в поселке Экспериментальный с казахами и в поселке Черноречье с казачьим коллективом “Казаченька”. Материал разберу уже осенью.
  • С 8 по 15 июля был в экспедиции в Челябинской области Кизильском районе. Удалось поработать с Башкирами.

Прочитал

  • Башкирское народное творчество.Том 1.Эпос. Перевод с башкир Уфа Башкирское книжное издательство 1987г. ++

Посмотрел

  • Стартрек: Бесконечность / Star Trek Beyond, реж. Джастин Лин, 2016 +
  • Любовники / The Affair (1 сезон) , 2014 – ** Ужаснейший тягомотный невозможный сериал**

Планы на сентябрь

  • Пеший поход по Кенозерскому национальному парку.

Июнь 2016 / Константин Попов

/assets/2016/june.jpg

Общая статистика

»Подробнее

  • прошел 222 км.
  • 11 июня было настроение в 75%, во второй половине месяца много дней с настроеним в 70%
  • самое плохое настроение в 30% было 9 июня и 16 июня.
  • набрал один киллограм и вес на конец месяц - 77 кг.
  • приснилось 7 снов.

Этнография

Написал

Прочитал

  • Мажитов Н.А. - “Южный Урал в XII - XIV в в.”, Наука, 1977 г. +
  • Агапкина Т. А. - “Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл”, Индрик, 2002 г. ++

Посмотрел

  • Бедные люди, реж. Жанна Кадникова, 2016 +
  • Тысяча и одна ночь: Часть 2. Опустошенный / As Mil e Uma Noites: Volume 2, O Desolado, реж. Мигель Гомеш, 2015 +++
  • Тысяча и одна ночь: Часть 3. Зачарованный / As Mil e Uma Noites: Volume 3, O Encantado, реж. Мигель Гомеш, 2015 +++
  • Ангелы революции, реж. А. Федорченко. 2014 +++
  • Варкрафт / Warcraft, реж. Дункан Джонс, 2016 -
  • Люди Икс: Апокалипсис / X-Men: Apocalypse, реж. Брайан Сингер, 2016 +
  • Космос / Cosmos, реж. А. Жулавский, 2015 + +
  • Персона / Persona, реж. Ингмар Бергман, 1966 +
  • Причуды одной блондинки / Singularidades de uma Rapariga Loura, реж. Мануэл ди Оливейра, 2009 ++

Сходил в театр

  • Экспонат/Пробуждение/, худ. постановщик Анна АБАЛИХИНА, Новая сцена Александринского театра -

Планы на июнь

  • Небольшая экспедиция в Оренбургской области и в Челябинской области Кизильском районе до 24 июля.

Встреча с Мизинцевой Л. Я. и Мизинцевым Е. А. / Константин Попов

Содержание

1. Общая информация

Записали Константин Попов, Галина Мурахтина 17 июня 2016 г. деревня Аверинская Двиницкого сельского поселения Вологодской области.

Мизинцева Лидия Яковлевна (в девичевстве так же Мизинцева)

Дата рождения: 1 февраля 1932 года.

Мизинцева Лидия Яковлевна

Родители

  • Мизинцев Яков
  • Мизинцева Ольга

Братья и сестры

В семье было четверо детей.

Биография

Из бедной семьи. Всю жизнь прожила в деревне в деревне Аверинская Двиницкого сельского поселения Вологодской области. Работала на ферме, продавцом в магазине, 4 года в клубе работала зав. клуба. Была замужем 1 раз. В 25 лет вышла замуж за Мизинцева Евгений Ананьевич.

Один из детей известный русский генерал Мизинцев Михаил Евгеньевич.

В селе в советское время была разрушена часовня, которую они восстановили. В часовне была чтимая икона, про явление которой есть рассказ который рассказывают в деревне. Икона была украдена в 2015 году. Подробнее про икону - http://blagovest-2000.narod.ru/10-02_syamzha.htm.

Мизинцев Евгений Ананьевич

Дата рождения: 22 октября 1932.

Мизинцев Евгений Ананьевич

Родители

  • Мизинцев Ананий
  • Мизинцева Анна

Братья и сестры

Была большая семья 12 детей, из них 8 умерло.

Биография

Из богатой семьм, родители были кулаками и раскулачены. Работал бухгалтерии леспромхоза в колхозе. Хорошо играл на гармошке, сейчас не играет так как плохо работают пальцы. Ведут хозяйство, в котором есть две лошади.

2. Рассказ про сон в котором является старушки, мифологический рассказ про “мотылечков” у места где была часовня, рассказ о радуге-дуге над часовней.

3. Рассказ о явлении иконы “Введение во храм” в деревне Аверинская

4. Описание игры на Троицу

5. Вологодские свадебные припевки

Расшифровка

Как было. Приносят ёлочкю. Как жёниху-ту поют, я забыла

Как у ??? то во поезде
да сидит сватушка хорошенькей
сидит сватушка пригоженькей

Нет, не эдак. Это эдак сватовьям. А это ёму-ту (жениху):

Посдайсе-ко народ
пораздвиньсе-ко народ
дивья красота идёт

Не сама она идёт
ее девица несёт

Это когда идёшь с ёлочкёй. Ёлочкю-ту я всё подносила. А ёлочкю в руке дёржи:

Не сама она идёт
ее девица несёт

По полу тесовому
ко столу дубовому
князю молодому
(жёниху)

Наша ёлочкя росла
не в саду не в огороде
при большой дороге

Князи проезжали
ее покупали
мы не продавали

Молодой князь
берегли для вас

Вот так жёниху-ту. А как тысечкёму как:

Тысечкей, тысечкей
ты чесной человек
ты чесной человек

Слышишь ли
разумеешь ли

Мы ведь тебе
мы ведь тебе

Мы не песню поём
мы не песню поём

Мы ведь тебе
мы ведь честь отдаём

Если не положит денёг дак:

Мы ведь тебе
мы ведь честь отдаём

Не надо ли тебе
не надо ли тебе
овин с овсом

Не положит как ишчё денёг:

Овин с овсом
жеребця с хвостом

Ишчё не положит, дак ишчё:

пизду с хохлом

6. Частушки

7. Бывало вспашешь пашеньку (песня на стихи П. Горохова)

8. Как поминать усопших и живых перед сном

9. Cон Богородицы